V-образный самолет KLM – концепция, которая была представлена в 2019 году. Самолет будущего KLM разрабатывается в рамках сотрудничества нидерландского перевозчика и Делфтского технического университета, который и будет заниматься воплощением концепции в жизнь.
В чем идея V-образного самолета KLM
V-образный самолет KLM был разработан немецким инженером Юстусом Бенадом. Он придумал концепцию лайнера и нарисовал его первые макеты. А реализацию идеи поручили TU Delft – Делфтскому техническому университету.
Название проекта – Flying-V, лайнер получил такое имя за счет своей уникальной V-образной формы.
Новый лайнер создается, чтобы:
- увеличить количество посадочных мест на средне- и дальнемагистральных рейсах;
- сделать самолет более устойчивым к неблагоприятным погодным условиям, например, к турбулентности;
- повысить топливную эффективность и экономичность за счет обтекаемой и максимально эффективной с точки зрения аэродинамики формы;
- увеличить возможную дальность беспосадочных перелетов.
При этом для самолета будущего KLM не потребуется строить отдельные аэропорты или серьезно вкладываться в модернизацию их инфраструктуры. По размаху крыльев он аналогичен уже существующему Airbus A350, а значит сможет использовать существующую инфраструктуру всех аэропортов, которые способны принимать средне- и дальнемагистральные лайнеры.
В чем особенности самолета будущего KLM
Главная особенность V-образного самолета KLM – его внешний вид. Он имеет стреловидную форму в виде буквы V. Столь необычный дизайн позволил:
- разместить пассажирский салон в крыльях. Если идея будет реализована, то это будет первый в мире пассажирский самолет, где пассажиры сидят в крыльях;
- багажный отсек также будет установлен в крыльях, для того, чтобы обеспечить лучшую развесовку.
При этом топливные баки тоже останутся в крыльях, но будут уменьшены, так как разработчики обещают почти на четверть снизить потребление топлива. Соответственно, на 25% будут уменьшены и топливные баки.
Когда появится самолет
Разработчики самолета будущего для KLM – TU Delft – заявляют, что прямо сейчас строят опытный образец самолета. С учетом времени на разработку, испытания, сертификацию и запуск в серию новой модели лайнера, авторы проекта анонсируют запуск первых регулярных рейсов на самолете Flying-V не ранее 2040 года.
Естественно, эксплуатировать самолет будет не только KLM. Поставлять его планируется всем авиакомпаниям, которые проявят к нему интерес. Просто KLM как партнер проекта, получит возможность получить эти лайнеры первым в мире.
Колонка скептика: почему этот проект не будет реализован
Все эти обещания выглядят, конечно, красиво, но маловероятно, что проект будет реализован.
И дело даже не в том, что разработчики обещали уже в октябре 2019 года представить в аэропорту Схипхол макет пассажирского салона самолета будущего KLM, но не сделали этого.
Основные вопросы к проекту
Вот объективные причины, которые вызывают сомнения в том, что проект когда-нибудь сможет увидеть свет:
- К разработке лайнера не проявили интерес ни Airbus, ни Boeing. По сути, сегодня именно эти два гиганта и поделили между собой рынок гражданской авиации во всем мире. Других компаний, которые сегодня способны серийно производить средне- и дальнемагистральные самолеты сегодня в мире просто нет. Flying-V изначально анонсировался именно как серийная модель самолета. Однако у разработчиков нет ни технической базы, ни опыта в разработке серийных моделей самолетов, поэтому без поддержки Airbus или Boeing им не обойтись. А никаких контрактов или даже соглашений они не подписывали.
- Ключевое преимущество нового самолета – повышенная топливная эффективность. Но только к 2040 году. При этом производители «классических» самолетов тоже не стоят на месте и ежегодно улучшают топливную эффективность своих лайнеров. То есть реальный выигрыш в экономии топлива к 2040 году будет составлять уже не 25%, а примерно 5-10%. И это явно не будет стоить того, чтобы крупные авиакомпании начали массово закупать такие лайнеры.
- Количество пассажирских мест на борту – 314 в стандартной конфигурации. Ровно столько же есть на борту Airbus A350 в компоновке из трех классов (первый, бизнес, эконом). А в конфигурации с двумя салонами (бизнес- и эконом-классов) Airbus A350 может взять на борт до 366 пассажиров.
- Взгляните на эту картинку, на ней отчетливо видно, что пространство между двумя пассажирскими салонами никак не используется.
Это только самые очевидные моменты, которые сразу подсказывают, что дальнейшая судьба проекта пока что под большим вопросом. Дело в том, что нет особого смысла в создании этого самолета, ведь его стоимость, а также стоимость его обслуживания, явно будет намного выше, чем у традиционных самолетов. Авиакомпаниям потребуется переучивать персонал, строить новые технические центры для обслуживания таких лайнеров и многое другое. При этом он не будет вмещать в два раза больше пассажиров, развивать сверхзвуковую скорость или потреблять в 5 раз меньше топлива. А значит – в нынешнем виде вряд ли будет кому-то интересен.
Перспективы проекта V-образный самолет KLM
Одним словом, V-образный самолет KLM вряд ли можно с полным правом называть самолетом будущего. Скорее это имиджевый проект, как для KLM, так и для TU Delft, который вряд ли когда-то реализуют, и тем более начнут его коммерческую эксплуатацию. Однако – время покажет.
А вы хотели бы полететь куда-нибудь на V-образном самолете будущего KLM? Поделитесь своим мнением о лайнере будущего в комментариях!